Все новости
Новость
25.10.2023
Противники раскрытия вновь просят вернуть ограничения

Перезапуск системы раскрытия корпоративной информации, на который власти пошли в июле несмотря на активное противодействие лоббистов, не прекратил споров относительно допустимого уровня прозрачности компаний в условиях санкций. В правительство, сообщает Интерфакс, поступило сразу несколько предложений об ограничении раскрытия, причем в одном из них контрсанкционная аргументация выведена на принципиально новый уровень: по мнению авторов идеи, период без публичных отчетностей показал, что они инвесторам вообще не нужны.

ВЕРНУТЬ РЕЖИМ ТИШИНЫ

Первое по хронологии обращение за подписью Андрея Бугрова, руководителя комитета эмитентов акций ПАО "Московская биржа", направлено в правительство 12 сентября, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с документом. Комитет во главе с Бугровым рассматривал вопрос о раскрытии информации с учётом постановления правительства от 4 июля 2023 г №1102 на совместном заседании с комитетом эмитентов облигаций 31 июля. По его итогам биржа сообщала, что среди участников мероприятия будет проведен опрос "о необходимости корректировки положений постановления", чтобы полученные предложения затем направить в правительство.

В письме Бугрова в правительство постановление №1102 подвергнуто критике: оно даёт право не раскрывать определённый перечень информации только лицам, в отношении которых уже введены санкции (либо эмитент зарегистрирован или осуществляет деятельность на новых территориях/включён в сводный реестр организаций ОПК), а прочие российские компании, включая стратегические АО, и их подконтрольные лица "теперь вынуждены под угрозой административной и уголовной ответственности опубликовывать в открытом доступе" широкий набор сведений. Это информация о членах органов управления, список аффилированных лиц, отчетность по МСФО, информация о существенных сделках, перечисляет Бугров.

В условиях санкционного давления раскрытие информации "приведёт к невозможности выполнения госзаказов и реализации стратегических инфраструктурных проектов", полагает автор письма. "Отмена моратория на раскрытие меняет сложившийся бизнес-ландшафт. Доступ к полной информации о деятельности компаний России нарушит стабильность, которую удалось создать и сохранять в период моратория на раскрытие. Очевидно, что прозрачность российских компаний будет использована для введения новых персональных санкций на менеджмент и компании из списка аффилированных лиц, их подрядчиков и поставщиков, банков, консультантов и исполнителей по всему миру", - считает Бугров. Он констатирует, что на практике контрагенты даже из дружественных стран "крайне чувствительны" к сделкам не только с санкционными лицами, но и с компаниями, связанными с ними "тем или иным образом".

"Глобальная зависимость денежных операций от системы SWIFT, напрямую сопряженной с американскими банками, делает контрагентов крайне уязвимыми перед риском наложения санкций на их бизнес. Нарушение режима тишины в ближайшей перспективе приведет к отказу иностранных контрагентов от сотрудничества, невозможности осуществления финансовых расчетов, что неминуемо остановит с трудом восстановленный экспорт товаров и поступлений валютной выручки. По этим же причинам станет невозможным импорт критически важных товаров и технологий в РФ, (станет возможным - ИФ) разрыв логистических цепочек, договорных отношений с поставщиками (в том числе в рамках параллельного импорта)", - перечисляет Бугров. Отмена моратория на раскрытие "существенно расширяет информационную базу для недружественных лиц, оценивающих влияние уже введённых санкций на экономику, и будет использована для дальнейшего повышения эффективности санкционного давления", считает он.

Как сообщает Бугров, предложения по корректировке постановления о порядке раскрытия информации представили Национальное объединение корпоративных секретарей, а также целый ряд крупных компаний - "Газпром", Сбербанк, МТС, Evraz, "Россети", "Интер РАО", "Уралхим", ТМК.

В целях "ограничения свободного доступа недружественных лиц к публичной чувствительной информации российских организаций" в письме предлагается, помимо изменений в само базовое постановление №1102, еще ряд мер. В частности, речь идет о распространении действия постановления на информацию, размещаемую в Федресурсе в соответствии с ФЗ "О госрегистрации юрлиц и ИП", а также публикуемую субъектами естественных монополий в соответствии с ФЗ "О естественных монополиях". В актах правительства "по особому порядку раскрытия в связи с санкционными рисками" предложено предусмотреть обязанность центрального депозитария не раскрывать информацию на своем сайте при наличии соответствующего уведомления от эмитента.

ОСВОБОЖДЕНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ

В октябре предложения об "особенностях раскрытия и предоставления информации российскими эмитентами" направил в правительство глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

"В настоящее время недружественные страны продолжают проводить политику усиления санкционного давления. Изучаются все доступные экономические, финансовые показатели работы российских предприятий, практика и механизмы обхода санкционных ограничений", - пишет сенатор, напоминая, что 14 сентября Минфин США существенно расширил SDN List в части компаний, оказывающих поддержку российским предприятиям в обходе ранее введенных ограничений.

"Данное обстоятельство вынуждает зарубежных контрагентов отказываться от сотрудничества с российскими компаниями, что приводит к снижению поступлений от экспортной выручки и пополнения бюджета. Значительное влияние на усиление санкционного давления оказывают установленные законодательством РФ требования о раскрытии информации российскими компаниями", - пишет Клишас. Действовавшее до июля постановление от 12 марта 2022 г №351 позволяло компаниям под санкциями не раскрывать любую информацию, создававшую риски введения мер ограничительного характера, и давало эмитентам право самостоятельно решать вопрос о раскрытии в полном или ограниченном объеме своей финотчетности, напоминает автор письма. Также до 1 июля действовало постановление от 18 марта 2022 г №395, согласно которому организация, обязанная раскрывать годовую и промежуточную консолидированную отчетность, была вправе отказаться от раскрытия из-за санкционных рисков. Действующее же постановление №1102 "существенно увеличило объем информации, раскрываемой российскими компаниями", констатирует Клишас. Он просит, "учитывая существенные риски расширения санкционных ограничений со стороны недружественных стран в отношении российских компаний", рассмотреть предложения "по особенностям раскрытия и предоставления отдельной информации".

В частности, предлагается либо освободить от раскрытия финотчетности компании, включенные в перечень лиц, к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры (утверждено постановлением от 16 сентября 2022 г №1625), оставив при этом в силе постановление №1102, либо "возобновить ранее действовавшие подходы к раскрытию финансовой отчетности" из постановлений №351 и №395.

Еще одна предложенная мера - в случае ограничения доступа к информации в ГИРБО и ЕГРЮЛ материнской компании ввести аналогичное ограничение для ее "дочек" в упрощенном заявительном порядке.

Кроме того, Клишас просит об ограничении права клиринговых организаций запрашивать у публичных АО, чьи акции допущены к торгам, финансовую отчетность. Биржи смогут требовать у эмитентов списки инсайдеров не в регулярном режиме, как сейчас, а только при выявлении признаков манипулирования рынком. Для участия в аукционах на право пользования недрами не понадобится представлять бухгалтерскую финансовую отчетность.

Наконец, предлагается ограничить раскрытие в Единой информационной системе в сфере закупок для осуществляющих регулируемые виды деятельности компаний, на закупки которых не распространяется действие 223-ФЗ (в частности, информации о своей общей выручке и выручке от регулируемых и естественно-монопольных видов деятельности).

А НУЖНА ЛИ ОТЧЕТНОСТЬ ВООБЩЕ?

"Русская сталь" ставит под сомнение сам институт публично раскрываемой финансовой отчетности: полтора года рынок получал от металлургических компаний только операционные показатели, но фондовый рынок не страдал от дефицита информации, утверждается в октябрьском письме отраслевой ассоциации в правительство.

Исполнительный директор "Русской стали" Алексей Сентюрин отмечает, что еще в августе направил предложения по "донастройке" постановления №1102 "с целью предоставления металлургическим компаниям права не раскрывать основные показатели финансовой отчетности, а также не публиковать в полном объеме проаудированные годовые отчетности по МСФО за ранее неопубликованные периоды, "так как они содержат полную информацию и все показатели". Корректировка "необходима для нивелирования рисков расширения санкционных ограничений в отношении металлургических компаний", считает "Русская сталь", но Минфин, Минэкономразвития и ЦБ доводы ассоциации не убедили: они сообщили о нецелесообразности освобождения компаний от раскрытия, "так как данный подход будет препятствовать формированию сбалансированного подхода в части доступности информации о деятельности компаний и повышения инвестиционной активности на финансовом рынке" (соответствующий ответ от лица Минфина "Русская сталь" прикладывает к своему обращению - ИФ).

Ассоциация же продолжает настаивать: у госорганов материалов для "анализа инвестиционных рисков" будет достаточно, так как отчетность направляется в ЦБ, а рынок и без раскрытия финансовых результатов "эффективно транслирует изменения цен на сталь и сырье, объемов продаж в стоимость акций".

"Информационные аналитические агентства осуществляют сбор статистики по ценам и объемам продаж в разрезе производителей и продуктов, инвестбанки и брокерские компании собирают и обрабатывают сведения по объемам продаж, спотовым ценам, что позволяет принимать взвешенные решения и делать рекомендации по операциям, связанным с ценными бумагами, на основе внутренних регламентированных моделей. Публикация отчетности не является необходимым условием для привлечения инвестиций", - полагает "Русская сталь".

Финотчетность не публиковалась рядом металлургических компаний после 24 февраля 2022 г, раскрывались только операционные результаты, но рынком двигали другие факторы, пишет Сентюрин. "Снижение стоимости акций отечественных производителей стало коррелироваться со всем фондовым рынком РФ на общем фоне ухудшения ожиданий инвесторов. При этом, ключевым фундаментальным фактором снижения стоимости акций стало сокращение спроса и, как следствие, цен на металлопродукцию во 2 квартале 2022г. Восстановление цен акций проходило также в режиме отсутствия раскрытия отчетности на фоне улучшения рыночной конъюнктуры", - мотивирует автор письма отсутствие у рынка потребности в финансовых отчетностях металлургов.

С 7 июня в ЕС вступили в силу расширенные критерии для введения санкций в отношении любых юридических и физических лиц, работающих в секторах экономики, обеспечивающих существенный доход бюджета РФ, напоминает "Русская сталь".

"Публично доступная отчетность упростит сбор информации о текущем финансовом состоянии компаний и их вкладе в экономику России для обоснования введения новых ограничений. В результате экспортные и импортные каналы поставок будут закрыты, так как контрагенты на внешних рынках под угрозами уголовного преследования и вторичных санкций будут вынуждены отказываться от сотрудничества с подсанкционными компаниями", - говорится в письме.

Расширение практики отказа от раскрытия отчетности "Русская сталь" называет актуальной задачей, так как "по итогам раскрытия рядом компаний отчетности за 6 месяцев 2023 г недружественными странами был сделан вывод, что финансовое состояние отдельных экспортоориентированных компаний осталось устойчивым, что показывает недостаточную эффективность, с их точки зрения, введенных санкций".

Решение по освобождению от раскрытия отчетности можно реализовать через дополнение постановления №1102 пунктом, наделяющим правом не публиковать финансовую информацию организации из перечня лиц, к которым применяются, могут быть применены или на которых распространяются ограничительные меры (утвержден постановлением от 04.07.2023 №1625), полагает "Русская сталь", и просит "повторно вернуться к рассмотрению вопроса освобождения от раскрытия финотчетности металлургических и трубных предприятий".

Минфин в своем ответе на первое письмо "Русской стали" отмечал, что постановление №1102 готовилось "с учетом необходимости обеспечения баланса интересов участников финансового рынка". В документе установлены допустимые случаи освобождения эмитентов от обязанности раскрытия в рамках перечня "чувствительной информации", который охватывает широкий круг сведений, отмечало ведомство. Этот список "представляется достаточным для нивелирования потенциальных санкционных рисков", а дополнение постановления о раскрытии информации изъятиями для металлургов и трубников - "избыточным", заключил Минфин.

Анонсы
21.11.2024 - 22.11.2024
Москва
05.12.2024 - 06.12.2024
Москва
12.12.2024 - 13.12.2024
Москва
19.12.2024 - 20.12.2024
онлайн
Все анонсы
На этом сайте используются файлы cookie. Оставаясь на www.e-disclosure.ru, Вы соглашаетесь с Политикой обработки и защиты персональных данных.