Новость
06.07.2022
Госдума приняла закон о смягчении на 2022-2023гг правил корпотношений
Госдума приняла закон, который устанавливает особое регулирование корпоративных отношений в 2022-2023 годах. В этот период компании смогут иметь "усеченный" совет директоров, а подпавшие под зарубежные санкции - не избирать его вовсе. Российские компании, столкнувшиеся с проблемами исполнения обязательств по еврооблигациям, до конца 2022 года смогут выпустить в упрощенном порядке "замещающие" локальные бонды.
Такие предложения (законопроект N140807-8) правительство внесло в Госдуму в середине июня, как уже сообщал e-disclosure.ru.
"ЗАМЕЩАЮЩИЕ" ОБЛИГАЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЕ КРОСС-ДЕФОЛТОВ
Закон призван решить проблему платежей по еврооблигациям, с которой столкнулись российские компании из-за введения беспрецедентно жестких санкций против РФ после начала военной операции на Украине. Иностранные банки-корреспонденты и банки-агенты замораживают платежи компаний, которые оказались в санкционных списках сами или в них фигурируют их владельцы. В результате заемщики, готовые платить по евробондам, не имеют технической возможности это делать.
Документ разрешает столкнувшимся с такими проблемами российским компаниям до 31 декабря 2022 года без регистрации проспекта размещать облигации для "замещения" евробондов. Оплата "замещающих" облигаций будет осуществляться евробондами или денежными средствами, целевым использованием которых является приобретение евробондов. Документом предусмотрено, что размер и срок выплаты дохода, а также срок погашения и номинальная стоимость российских облигаций должна соответствовать аналогичным условиям еврооблигаций.
Кроме того, до конца 2022 года ограничивается возможность объявления кросс-дефолтов, если заемщик расплатился по еврооблигациям в соответствии с временным порядком осуществления выплат или если не смог расплатиться по ним (или расплатился ненадлежащим образом) из-за "обстоятельств нефинансового характера", которые не могли быть предотвращены должником. В таких случаях кредиторы компании не смогут требовать досрочного исполнения обязательств по другим облигациям, а также по кредитам и займам.
БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ГОСА И ВЛАДЕНИЯ КАЗНАЧЕЙСКИМИ АКЦИЯМИ
Смягчает закон ряд корпоративных процедур. Крайний срок проведения ГОСА в 2022 году отодвигается с конца июня на конец сентября (по действующим правилам компании должны провести его до 30 июня). Кроме того, предлагается увеличить вдвое - с трех до шести рабочих дней - срок для составления протокола по итогам голосования на годовом собрании и по итогам заседания совета директоров.
С одного до двух лет увеличивается срок, в течение которого ПАО вправе удерживать на своем балансе казначейские акции, выкупленные по упрощенной процедуре в 2022 году. Упрощенный механизм действует с марта до конца августа 2022 года, благодаря ему компании при выкупе своих акций на бирже вправе не устанавливать цену приобретения в программах выкупа, то есть могут покупать их по рыночной цене.
До истечения установленного периода выкупленные акции компания должна продать либо уменьшить уставный капитал путем погашения этих ценных бумаг.
До конца 2022 года меняются правила расчета цены выкупа акций у акционеров, не согласных с реорганизацией ПАО. Минимальная цена в этом случае должна будет определяться по результатам торгов на бирже за один месяц, а не за полгода, как сейчас, указано в законе.
По действующим правилам акционеры могут требовать выкупа их ценных бумаг также и в случаях, когда не согласны с прекращением публичного статуса компании и делистинга акций, с совершением крупной сделки с имуществом стоимостью более 50% балансовой стоимости активов. По части этих случаев расчет минимальной стоимости выкупа бумаг по требованию акционеров правила не меняются.
УСЕЧЕННЫЕ СОСТАВЫ СОВЕТОВ ДИРЕКТОРОВ
Подпавшие под зарубежные санкции компании до конца 2023 года смогут не избирать совет директоров, если такое решение примут акционеры, говорится в законе. Функции совета директоров, если акционерное общество откажется от его избрания, будет выполнять коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а при его отсутствии - директор, президент или другой единоличный исполнительный орган, устанавливает проект. Однако к ним перейдут не все полномочия совета директоров. Решения по выбору приоритетных направлений деятельности компании, увеличения ее уставного капитала, утверждение годового отчета, годовой финансовой отчетности должно будет принимать общее собрание акционеров.
Кроме того, даже в тех российских компаниях, которые под санкции не подпали, до конца 2022 года советов директоров сможет функционировать в усеченном составе, но при соблюдении условия, что в его составе осталось не менее трех человек. Проект позволяет сохранить полномочия советов директоров до момента переизбрания, даже если из них вышло более половины членов.
По действующим правилам количество членов совета директоров определяют сами компании, но оно не может быть ниже законодательного минимума. Для непубличных акционерных обществ - минимум три человека, для ПАО - пять. Однако если акционеров у компании более 1000 либо более 10 тыс., то членов совета директоров должно быть как минимум семь и девять соответственно.
В течение марта-апреля 2022 года на фоне военной операции РФ на Украине массово подали заявления о сложении полномочий действующие члены советов директоров российских компаний, прежде всего иностранные, многие отказались от выдвижения. В результате сложилась ситуация, что в некоторых действующих советах из-за выбывших директоров нет кворума для принятия решений, а в ряде компаний не хватает кандидатов для избрания в новые советы.
УЖЕСТОЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К АУДИТОРАМ ВРЕМЕННО ОТКЛАДЫВАЕТСЯ
На год откладывается вступление в силу требования, согласно которому к проведению аудита финансовой отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке допускаются лишь аудиторские организации из специального реестра Банка России. Это правило начнет действовать применительно к отчетности за 2024 год, и с 1 января 2024 года - к сопутствующим аудиту услугам, а не с 2023 года, как предполагалось ранее.
Как сообщает Интерфакс, переносится на год - на 1 января 2024 года - срок вступления в силу требований к руководителю аудита (аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу - ИФ) общественно значимой организации, среди которых повышение квалификации, опыт участия в проведении аудита отчетности организаций, осуществляющих соответствующий вид экономической деятельности и т.д.
Такие предложения (законопроект N140807-8) правительство внесло в Госдуму в середине июня, как уже сообщал e-disclosure.ru.
"ЗАМЕЩАЮЩИЕ" ОБЛИГАЦИИ И ОГРАНИЧЕНИЕ КРОСС-ДЕФОЛТОВ
Закон призван решить проблему платежей по еврооблигациям, с которой столкнулись российские компании из-за введения беспрецедентно жестких санкций против РФ после начала военной операции на Украине. Иностранные банки-корреспонденты и банки-агенты замораживают платежи компаний, которые оказались в санкционных списках сами или в них фигурируют их владельцы. В результате заемщики, готовые платить по евробондам, не имеют технической возможности это делать.
Документ разрешает столкнувшимся с такими проблемами российским компаниям до 31 декабря 2022 года без регистрации проспекта размещать облигации для "замещения" евробондов. Оплата "замещающих" облигаций будет осуществляться евробондами или денежными средствами, целевым использованием которых является приобретение евробондов. Документом предусмотрено, что размер и срок выплаты дохода, а также срок погашения и номинальная стоимость российских облигаций должна соответствовать аналогичным условиям еврооблигаций.
Кроме того, до конца 2022 года ограничивается возможность объявления кросс-дефолтов, если заемщик расплатился по еврооблигациям в соответствии с временным порядком осуществления выплат или если не смог расплатиться по ним (или расплатился ненадлежащим образом) из-за "обстоятельств нефинансового характера", которые не могли быть предотвращены должником. В таких случаях кредиторы компании не смогут требовать досрочного исполнения обязательств по другим облигациям, а также по кредитам и займам.
БОЛЬШЕ ВРЕМЕНИ ДЛЯ ГОСА И ВЛАДЕНИЯ КАЗНАЧЕЙСКИМИ АКЦИЯМИ
Смягчает закон ряд корпоративных процедур. Крайний срок проведения ГОСА в 2022 году отодвигается с конца июня на конец сентября (по действующим правилам компании должны провести его до 30 июня). Кроме того, предлагается увеличить вдвое - с трех до шести рабочих дней - срок для составления протокола по итогам голосования на годовом собрании и по итогам заседания совета директоров.
С одного до двух лет увеличивается срок, в течение которого ПАО вправе удерживать на своем балансе казначейские акции, выкупленные по упрощенной процедуре в 2022 году. Упрощенный механизм действует с марта до конца августа 2022 года, благодаря ему компании при выкупе своих акций на бирже вправе не устанавливать цену приобретения в программах выкупа, то есть могут покупать их по рыночной цене.
До истечения установленного периода выкупленные акции компания должна продать либо уменьшить уставный капитал путем погашения этих ценных бумаг.
До конца 2022 года меняются правила расчета цены выкупа акций у акционеров, не согласных с реорганизацией ПАО. Минимальная цена в этом случае должна будет определяться по результатам торгов на бирже за один месяц, а не за полгода, как сейчас, указано в законе.
По действующим правилам акционеры могут требовать выкупа их ценных бумаг также и в случаях, когда не согласны с прекращением публичного статуса компании и делистинга акций, с совершением крупной сделки с имуществом стоимостью более 50% балансовой стоимости активов. По части этих случаев расчет минимальной стоимости выкупа бумаг по требованию акционеров правила не меняются.
УСЕЧЕННЫЕ СОСТАВЫ СОВЕТОВ ДИРЕКТОРОВ
Подпавшие под зарубежные санкции компании до конца 2023 года смогут не избирать совет директоров, если такое решение примут акционеры, говорится в законе. Функции совета директоров, если акционерное общество откажется от его избрания, будет выполнять коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а при его отсутствии - директор, президент или другой единоличный исполнительный орган, устанавливает проект. Однако к ним перейдут не все полномочия совета директоров. Решения по выбору приоритетных направлений деятельности компании, увеличения ее уставного капитала, утверждение годового отчета, годовой финансовой отчетности должно будет принимать общее собрание акционеров.
Кроме того, даже в тех российских компаниях, которые под санкции не подпали, до конца 2022 года советов директоров сможет функционировать в усеченном составе, но при соблюдении условия, что в его составе осталось не менее трех человек. Проект позволяет сохранить полномочия советов директоров до момента переизбрания, даже если из них вышло более половины членов.
По действующим правилам количество членов совета директоров определяют сами компании, но оно не может быть ниже законодательного минимума. Для непубличных акционерных обществ - минимум три человека, для ПАО - пять. Однако если акционеров у компании более 1000 либо более 10 тыс., то членов совета директоров должно быть как минимум семь и девять соответственно.
В течение марта-апреля 2022 года на фоне военной операции РФ на Украине массово подали заявления о сложении полномочий действующие члены советов директоров российских компаний, прежде всего иностранные, многие отказались от выдвижения. В результате сложилась ситуация, что в некоторых действующих советах из-за выбывших директоров нет кворума для принятия решений, а в ряде компаний не хватает кандидатов для избрания в новые советы.
УЖЕСТОЧЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К АУДИТОРАМ ВРЕМЕННО ОТКЛАДЫВАЕТСЯ
На год откладывается вступление в силу требования, согласно которому к проведению аудита финансовой отчетности общественно значимых организаций на финансовом рынке допускаются лишь аудиторские организации из специального реестра Банка России. Это правило начнет действовать применительно к отчетности за 2024 год, и с 1 января 2024 года - к сопутствующим аудиту услугам, а не с 2023 года, как предполагалось ранее.
Как сообщает Интерфакс, переносится на год - на 1 января 2024 года - срок вступления в силу требований к руководителю аудита (аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу, в том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу - ИФ) общественно значимой организации, среди которых повышение квалификации, опыт участия в проведении аудита отчетности организаций, осуществляющих соответствующий вид экономической деятельности и т.д.