Новость
27.04.2022
Минэкономразвития предложило 4 варианта идентификации акционеров на онлайн-собраниях
Минэкономразвития учло замечания ФСБ к законопроекту о правилах проведения онлайн-собраний акционеров: идентификацию участников предлагается проводить с помощью усиленной электронной подписи, а также с использованием биометрических данных и реквизитов биометрического загранпаспорта, рассказал "Интерфаксу" источник, знакомый с ходом подготовки документа.
Изначально министерство было за простой вариант идентификации, предлагая в законопроекте оставить решение этого вопроса на усмотрение компаний. Однако документ пришлось неоднократно переписывать после замечаний ФСБ, которая сначала настаивала на идентификации исключительно с помощью биометрических данных и квалифицированной электронной подписи (КЭП), но затем смягчила позицию и согласилась на использование и неквалифицированной подписи (НКЭП).
Теперь обновленная редакция проекта предусматривает четыре способа идентификации участников онлайн-заседания акционеров, рассказал источник. Первые два варианта доступны для всех акционеров: идентификация с помощью КЭП и НКЭП, созданных через госуслуги. Другие два способа предусмотрены для граждан РФ: с использованием данных их заграничного биометрического паспорта либо сведений из Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА, госуслуги) и Единой биометрической системы (ЕБС, проект ЦБ и "Ростелекома" для дистанционной идентификации пользователей финансовых услуг).
Проект не предусматривает альтернативных способов для идентификации депонентов - акционеров, чьи акции учитываются номинальными держателями. Ранее Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) выражала обеспокоенность, что депоненты, прежде всего иностранные, рискуют быть отсеченными от участия в дистанционных собраниях, так как подтверждение личности на собрании производится через российские госресурсы.
В Минэкономразвития с этим не согласны. В пресс-службе ведомства говорят, что номинальные держатели акций смогут принять участие в дистанционных собраниях, так как закон предусматривает право акционеров давать лицам, осуществляющим учет их прав на акции, инструкции о голосовании. "Способы идентификации участников собраний соответствуют положениям закона "Об электронной подписи", - подчеркнул собеседник агентства.
Онлайн-собрания акционеров предусматривают дистанционное голосование, которое, в принципе, знакомо российской практике - сейчас акционеры на обычных собраниях могут подавать голоса удаленно, подписывая бюллетени как квалифицированной, так и простой электронной подписью, через личные кабинеты на сайте компании, регистраторов или центрального депозитария. В первой версии документа Минэкономразвития готово было сохранить за АО свободу выбора относительно способов подписания электронных бюллетеней на онлайн-собраниях, разрешив указать способ в уставе компании.
Затем, в ходе доработки проекта, ведомство сначала оставило два варианта подписания бюллетеня: КЭП и с помощью полученной при личном обращении за госуслугами простой цифровой подписи, но только если идентификация акционера на собрании произведена на основе данных из ЕСИА и ЕБС. Доработанный законопроект предусматривает еще и третий способ - подписать электронный документ НКЭП. Но этот способ будет доступен лишь для граждан-акционеров, которые не имеют полномочий на действия от имени компании.
В вопросе о том, как должны направляться бюллетени акционерам после того, как будут созданы правила онлайн-собраний и они будут проводиться наряду с очными и смешанными, законопроект дает компаниям больше свободы действий. Они могут зафиксировать способ отправки в уставе, но если это не будет сделано, то при проведении собрания в онлайн-формате бюллетени должны будут направляться акционерам в электронном виде (с 2025 года), а при очном и смешанном формате - обычными письмами.
Функции регистратора при проведении онлайн-собраний должен будет выполнять регистратор вне зависимости от количества акционеров, устанавливает законопроект. Сейчас к услугам регистратора АО обязаны прибегать при проведении собраний, только если у них более 500 акционеров.
Описывает доработанный проект и последствия срыва дистанционного собрания из-за технических неполадок, например с аудио- или видеосвязью. В такой ситуации заседание должно быть отложено не более чем на сутки. Если же проблему устранить не удастся, то совету директоров компании придется назвать новую дату заседания с аналогичной повесткой. Но в таком случае существующее правило о сниженном кворуме (30%, а не половина акционеров) для повторных заседаний действовать не будет.
Компании, по проекту, смогут назвать и другие неполадки, которые должны иметь описанные последствия.
"Планируется, что положения законопроекта вступят в силу со следующего года", - сообщили в пресс-службе Минэкономразвития.
Изначально министерство было за простой вариант идентификации, предлагая в законопроекте оставить решение этого вопроса на усмотрение компаний. Однако документ пришлось неоднократно переписывать после замечаний ФСБ, которая сначала настаивала на идентификации исключительно с помощью биометрических данных и квалифицированной электронной подписи (КЭП), но затем смягчила позицию и согласилась на использование и неквалифицированной подписи (НКЭП).
Теперь обновленная редакция проекта предусматривает четыре способа идентификации участников онлайн-заседания акционеров, рассказал источник. Первые два варианта доступны для всех акционеров: идентификация с помощью КЭП и НКЭП, созданных через госуслуги. Другие два способа предусмотрены для граждан РФ: с использованием данных их заграничного биометрического паспорта либо сведений из Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА, госуслуги) и Единой биометрической системы (ЕБС, проект ЦБ и "Ростелекома" для дистанционной идентификации пользователей финансовых услуг).
Проект не предусматривает альтернативных способов для идентификации депонентов - акционеров, чьи акции учитываются номинальными держателями. Ранее Ассоциация профессиональных инвесторов (АПИ) выражала обеспокоенность, что депоненты, прежде всего иностранные, рискуют быть отсеченными от участия в дистанционных собраниях, так как подтверждение личности на собрании производится через российские госресурсы.
В Минэкономразвития с этим не согласны. В пресс-службе ведомства говорят, что номинальные держатели акций смогут принять участие в дистанционных собраниях, так как закон предусматривает право акционеров давать лицам, осуществляющим учет их прав на акции, инструкции о голосовании. "Способы идентификации участников собраний соответствуют положениям закона "Об электронной подписи", - подчеркнул собеседник агентства.
Онлайн-собрания акционеров предусматривают дистанционное голосование, которое, в принципе, знакомо российской практике - сейчас акционеры на обычных собраниях могут подавать голоса удаленно, подписывая бюллетени как квалифицированной, так и простой электронной подписью, через личные кабинеты на сайте компании, регистраторов или центрального депозитария. В первой версии документа Минэкономразвития готово было сохранить за АО свободу выбора относительно способов подписания электронных бюллетеней на онлайн-собраниях, разрешив указать способ в уставе компании.
Затем, в ходе доработки проекта, ведомство сначала оставило два варианта подписания бюллетеня: КЭП и с помощью полученной при личном обращении за госуслугами простой цифровой подписи, но только если идентификация акционера на собрании произведена на основе данных из ЕСИА и ЕБС. Доработанный законопроект предусматривает еще и третий способ - подписать электронный документ НКЭП. Но этот способ будет доступен лишь для граждан-акционеров, которые не имеют полномочий на действия от имени компании.
В вопросе о том, как должны направляться бюллетени акционерам после того, как будут созданы правила онлайн-собраний и они будут проводиться наряду с очными и смешанными, законопроект дает компаниям больше свободы действий. Они могут зафиксировать способ отправки в уставе, но если это не будет сделано, то при проведении собрания в онлайн-формате бюллетени должны будут направляться акционерам в электронном виде (с 2025 года), а при очном и смешанном формате - обычными письмами.
Функции регистратора при проведении онлайн-собраний должен будет выполнять регистратор вне зависимости от количества акционеров, устанавливает законопроект. Сейчас к услугам регистратора АО обязаны прибегать при проведении собраний, только если у них более 500 акционеров.
Описывает доработанный проект и последствия срыва дистанционного собрания из-за технических неполадок, например с аудио- или видеосвязью. В такой ситуации заседание должно быть отложено не более чем на сутки. Если же проблему устранить не удастся, то совету директоров компании придется назвать новую дату заседания с аналогичной повесткой. Но в таком случае существующее правило о сниженном кворуме (30%, а не половина акционеров) для повторных заседаний действовать не будет.
Компании, по проекту, смогут назвать и другие неполадки, которые должны иметь описанные последствия.
"Планируется, что положения законопроекта вступят в силу со следующего года", - сообщили в пресс-службе Минэкономразвития.