Все новости
Новость
10.01.2018
Число корпоративных банкротств в России выросло на 7% в 2017 г. - Федресурс

Количество банкротств российских компаний в 2017 году достигло 13,4 тыс., увеличившись по сравнению с 2016 годом на 7%, следует из данных "Федресурса" (Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, bankrot.fedresurs.ru). Это максимально высокий уровень с 2008 года, свидетельствуют расчеты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Предыдущий антирекорд - 2015 года - превзойден на 3%.

Рост числа банкротств объясняется затяжным характером кризиса, особенно в секторах, ориентированных на инвестиционный спрос, дефляцией в ряде отраслей, сопровождающейся снижением прибыли, а также сложностями с рефинансированием из-за высокой ставки по кредитам банков, сказал "Интерфаксу" замгендиректора, руководитель направления реального сектора ЦМАКП Владимир Сальников.

Чаще всего банкротятся небольшие и молодые компании. В 2017 году 89% банкротств пришлось на предприятия с размером выручки до 400 млн рублей, свидетельствуют данные ЦМАКП. 31% разорившихся компаний просуществовали мене 5 лет, еще 35% - от пяти до 10 лет.

Строительство несколько лет подряд остается наиболее проблемной отраслью. На этот сектор экономики пришлось 20% всех компаний, находящихся в стадии конкурсного производства (данные системы "СПАРК-Интерфакс" на конец декабря 2017 года). Еще 11% банкротов - это компании, занятые в сфере операций с недвижимостью. За 2017 год число банкротов в строительстве выросло на 12%, а в сфере операций с недвижимостью - на 11%.

Проблемы строительной отрасли так велики, а негативный социальный эффект столь масштабен, что законодатели думают над специальными механизмами банкротства для нее. Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев предложил расширить применение реабилитационных механизмов в отношении застройщиков. Предложения на этот счет должны быть подготовлены ко второму чтению законопроекта о реструктуризации, принятому в декабре 2017 года в первом чтении.

Этот закон, как рассчитывают его разработчики, позволит предложить бизнесу не ликвидационный механизм, а реабилитационные процедуры. Они широко применяются в других странах, но для российской среды явление весьма редкое: по данным Федресурса вводятся не более чем в 2% случаев.

Проблема института несостоятельности в России не только в количестве, но и в качестве должников. Вместо того чтобы спасать бизнес, они выводят средства перед банкротством, входят в процедуру без имущества и ничего не платят кредиторам по завершении дела. Более того, конкурсную массу умудряются сокращать уже в процессе банкротства.

Стоимость имущества компании-должника, в итоге ничего не заплатившего кредиторам, падает в 5 раз на этапе от инвентаризации к оценке. При этом 48% должников, не заплативших кредиторам, не имели имущества по данным инвентаризации, а по данным оценки его не было уже у 67% неплательщиков, следует из данных Федресурса.

Эффективность банкротства снижается второй год подряд по таким критериям, как возврат средств кредиторов, затраты и сроки процедур, говорит руководитель проекта "Федресурс" Алексей Юхнин. Кредиторы в 67% дел о банкротстве предприятий, завершенных в 2017 году, не получили вообще ничего.

2017 год войдет в историю как год реформирования института субсидиарной ответственности. Федеральный закон № 266-ФЗ добавил целую главу об ответственности контролирующих лиц в закон о несостоятельности: было уточнено само понятие, расширен состав нарушений, стало возможно привлечение руководителя к ответственности после завершения дела о банкротстве.

Новые поправки в законодательство дают возможность привлечь в качестве субсидиарного ответчика реального организатора схемы уклонения от уплаты долгов, а не номинального руководителя, говорил начальник управления обеспечения процедур банкротства ФНС Константин Чекмышев.

В свою очередь Верховный суд РФ в постановлении пленума по субсидиарной ответственности, принятом в декабре 2017 года, дал судам широкий и гибкий инструментарий, с помощью которого предстоит выявлять контролирующих лиц и определять масштаб их ответственности. Учитываться будет даже "степень значительности влияния на принятие существенных деловых решений относительно деятельности должника".

С другой стороны постановление разрешает бенефициару, которого привлекают к ответственности, защищаться в суде с помощью ссылок на неблагоприятную рыночную конъюнктуру, финансовый кризис, существенное изменение условий ведения бизнеса. В этих случаях суду предстоит решить, действительно ли внешние факторы усугубили деструктивную роль контролирующего лица, в какой степени, и уменьшить размер взыскания. Такого в российском правоприменении раньше не было.

Еще одна мера, призванная уменьшить масштаб злоупотреблений в банкротстве - это сокращение влияния на процедуру аффилированных с должником кредиторов. Соответствующие поправки предлагается внести ко второму чтению законопроекта о реструктуризации.

Одновременно предпринимаются попытки повысить эффективность работы арбитражных управляющих. Уже разработан законопроект, который должен расширить их возможности по розыску имущества должников, и полномочия в целом. Кроме того, предлагается ввести фиксированный размер суммы, выделяемой на расходы на сопровождение каждой процедуры банкротства, в том числе на вознаграждение арбитражного управляющего, говорил председатель совета Российского союза саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (РССОАУ) Дмитрий Скрипичников. РССОАУ считает важным нарастить компетенцию арбитражных управляющих, увеличить их полномочия, повысить престиж профессии.

Анонсы
Все анонсы
На этом сайте используются файлы cookie. Оставаясь на www.e-disclosure.ru, Вы соглашаетесь с Политикой обработки и защиты персональных данных.