Данные о выбросах парниковых газов сложно посчитать и почти невозможно проверить, показывают примеры из практики американских корпораций, регулярно раскрывающих такую информацию.
Парниковые выбросы компаний делят на три компонента. Первый (Scope 1) — прямые выбросы самого предприятия. Ко второй зоне охвата (Scope 2) относится потребление энергии (из каких источников она поступает: доля угольных станций, ГЭС, ветростанций и т.д.). Третья зона охвата (Scope 3) включает в себя выбросы по всему жизненному циклу товара (закупка сырья и комплектующих, доставка, продажа, использование, утилизация продукции) и на этапе перевозки сотрудников. Для автопроизводителей в Scope 3 включаютс выбросы от автомашин, которые они произвели.
Как пишет The Wall Street Journal, Microsoft, который учитывает выбросы по всем этим компонентам, мановением руки сократил свои выбросы в 2 раза за последние несколько лет. В 2017 г. компания сообщала, что ее углеродный след составляет 22 млн метрических тонн. По последним ее данным, этот показатель составляет уже 11 млн тонн. В Microsoft, комментируя изменения, сказали, что компания приложила все возможные усилия, чтобы уточнить подсчеты выбросов.
В случае Microsoft при производстве игровой приставки Xbox, 97% выбросов, согласно отчетности за 2020 г., создается на этапе Scope 3, где их как раз наиболее сложно подсчитать, пишет газета.
Carlsberg, подсчитывая Scope 3, должен учесть выбросы углекислого газа при производстве сырья (ячменя, например), изготовлении тары, а также - при транспортировке продукции. Как писала Financial Times, эти выбросы более чем в 10 раз превышают углеродный след от основной производственной деятельности пивоварни.
Apple Inc. в отчетности за последние годы показывает диапазон показателей в отношении уровня выбросов. Другие крупные корпорации вовсе указывают на отсутствие возможности получить надежные показатели.
Во-первых, далеко не все компании, находящиеся в цепочке поставок конечной продукции, в принципе подсчитывают и раскрывают свои выбросы парниковых газов. Производителям конечных товаров также трудно оценить жизненный цикл продукта и как он затем будет утилизирован.
Во-вторых, Scope 3 находится вне пределов ответственности и контроля компании, которая раскрывает информацию, то есть ей сложно влиять на показатели выбросов в этой зоне.
В то же время раскрытие данных на этапе Scope 3 само по себе ведет к росту давления на цепочки поставщиков. Так, Carlsberg объявил о намерении снизить парниковые выбросы по пути товара до потребителя на 15% к 2022 г. В этой цепочке большая часть выбросов производится при выпуске тары, и Carlsberg уже убедил своих поставщиков банок и бутылок перейти на использование возобновляемых источников энергии.
В дальнейшем современные технологии – фотосъемка из космоса, интернет вещей – будут создавать новые инструменты контроля за выбросами по цепочке поставок, говорят эксперты.
Сегодня, однако, значительная часть ESG-информации является отрывочной и нерегулярной.
Между тем показали выбросов парниковых выбросов приобретают все большее значение. Регуляторы по всему миру готовятся сделать их раскрытие обязательным (см. новости на эту тему в «Вестнике раскрытия» https://e-disclosure.ru/vse-o-raskrytii/vestnik-centra-raskrytiya-informacii). Предполагается также внедрение практики аудита ESG-данных, - однако и в этой сфере пока нет стандартных подходов. Компании по всему миру столкнулись с необходимостью декларировать цели по достижению углеродной нейтральности.