Присвоение или изменение рейтинга эмитента рейтинговым агентством на основании договора
1. Общие сведения
1.1. Полное фирменное наименование эмитента (для некоммерческой организации – наименование): Государственное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)»
1.2. Сокращенное фирменное наименование эмитента: ГУП "ЖКХ РС(Я)"
1.3. Место нахождения эмитента: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кирова, 18, Бизнес-центр, блок «А».
1.4. ОГРН эмитента: 1031402044145
1.5. ИНН эмитента: 1435133520
1.6. Уникальный код эмитента, присвоенный регистрирующим органом: 26004-R
1.7. Адрес страницы в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации: http://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=33834; http://www.jkhsakha.ru/
1.8. Дата наступления события (существенного факта), о котором составлено сообщение: 10.02.2020
2. Содержание сообщения
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ГУП ЖКХ РС(Я) на уровне ruBBB. Прогноз по рейтингу – стабильный.
ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)» (далее – компания, ГУП ЖКХ РС(Я)) – российская компания, которая расположена и функционирует исключительно на территории Республики Саха (Якутия) (далее – регион, Республика, Якутия, РС (Я)). ГУП ЖКХ РС(Я) оказывает услуги в сфере теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, управления многоквартирными домами. Доходы компании формируются за счет регулируемых видов деятельности, причем на продажу теплоэнергии приходится примерно 96,5% выручки. Компания является критически важной для региона, так как обеспечивает бесперебойное теплоснабжение на 74% территории Якутии, предоставляет жилищно-коммунальные услуги в 26 муниципальных районах и в городе Якутске. Также в 2019 году компания получила статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Арктической зоне на территории 13 муниципальных образований.
Поддержку рейтингу, как и ранее, оказывает тот факт, что собственником компании выступает Правительство Республики Саха (Якутия) (далее – Правительство РС (Я)) в лице Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я). Бюджет Республики субсидирует тарифную выручку компании (около 50% совокупной выручки) с целью возмещения недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги для населения, оказываемые, кроме того, и бюджетным учреждениям. Также производится предоставление государственных гарантий по банковским кредитам в целях приобретения топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) для обеспечения текущей деятельности компании и бюджетных кредитов, рассматриваемых агентством в качестве квазикапитала ввиду пониженных процентных ставок и возможности их пролонгации.
Первостепенное влияние на финансовые результаты и устойчивость компании, по мнению агентства, оказывают итоги исполнения республиканского бюджета. По итогам 2018 года бюджет Республики был исполнен с профицитом в размере 7,3% к налоговым и неналоговым доходам (далее – ННД), что вместе с мерами, предпринятыми исполнительными органами власти Республики в отношении ГУП ЖКХ РС (Я), в частности, по выполнению обязательств в части финансирования субсидий, позволило погасить часть накопленной дебиторской задолженности по субсидиям на 2,1 млрд руб. до 627 млн руб. на 30.06.2019 (на 31.12.2018 – 2,8 млрд руб.). По состоянию на конец 2019 года дебиторская задолженность компании по государственным субсидиям составила 1,9 млрд руб.
Следует отметить, что профицит бюджета Республики в 2018 году был в определенной мере связан с краткосрочным восстановлением уровня налоговых и дивидендных платежей, а по итогам 2019 года исполнение бюджета было вновь с дефицитом на уровне 1,4% ННД. Однако, в случае дефицитного исполнения бюджета Республики возрастает вероятность роста дебиторской задолженности по субсидиям перед компанией, что может негативно отразиться на денежном потоке от текущих операций и повысит риски ликвидности. Реализация этого сценария, в свою очередь, может повлечь за собой необходимость внесения изменений в сроки реализации инвестиционной программы компании либо необходимость привлечения заемного финансирования на рыночных условиях с соответствующим увеличением уровня долговой нагрузки компании. Учитывая, рекомендации, изложенные в законе о бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов Правительству Республики, в текущем финансовом году исполнение обязательств по погашению задолженности по субсидиям предполагается также в течение первого полугодия.
Давление на уровень рейтинга, по-прежнему, оказывают показатели долговой нагрузки и ликвидности. Объем долговых обязательств компании по состоянию на 01.01.2020 составил 19,9 млрд руб. (на 01.01.2019 – 19,0 млрд руб.). В течение 2019 года компания произвела замещение части краткосрочных кредитов коммерческих банков (около 2 млрд руб.) за счет выпуска облигаций в августе 2019 года на сумму 3 млрд руб. со сроком обращения до 7 лет. Это позволило снизить расходы компании на обслуживание долга, а также высвободить для Республики государственные гарантии на сумму 1,2 млрд руб., ранее выступавшие в качестве обеспечения по замещенным банковским кредитам. Текущий уровень долговой нагрузки компании оценивается агентством консервативно вследствие недостаточного объема EBITDA для покрытия совокупных выплат, включая процентные платежи, даже с учетом квазикапитала и субсидирования расходов на обслуживание долга из республиканского бюджета. В то же время компания обладает диверсифицированной структурой пассивов по кредиторам, что снижает риски зависимости от крупнейшего кредитора.
Наряду с этим агентство отмечает, что в силу низкого объема денежных средств на счетах компании, что является следствием отраслевой специфики деятельности компании, а также ее особенностью как унитарного предприятия, и превышения ее краткосрочных обязательств над оборотными активами коэффициент текущей ликвидности на отчетную дату составил 0,82, а коэффициент абсолютной ликвидности был близок к нулю (0,008), что оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга.
Уровень прогнозной ликвидности компании на горизонте 18 месяцев от 30.06.2019 (далее – отчетная дата) оценивается как низкий и характеризуется отсутствием у компании дополнительного запаса ликвидности, весь объем которой будет направлен на погашения по долговым обязательствам и реализацию инвестиционной программы. Основные задачи инвестиционной программы, реализуемой компанией, заключаются в реконструкции и строительстве новых котельных, а также в осуществлении перехода с дорогих видов топлива (нефть) на более дешевые виды (уголь, газ природный). По итогам реализации инвестпрограммы будет снижена доля котельных с дорогим видом топлива «нефть», которая к концу 2024 года должна составить менее 10% от общего числа. Основным видом топлива будет уголь, а количество котельных к 2024 году составит 412 единиц. Политика оптимизации затрат компании позволит снизить экономически обоснованные тарифы за счет сокращения себестоимости ТЭР.
Показатели рентабельности компании оцениваются агентством сдержанно. За период 30.06.2018-30.06.2019 (далее – отчетный период) ROA, ROE и ROS, рассчитанные по скорректированному значению финансового результата согласно методологии агентства, составили 3,9%, 8,1% и 6,1% соответственно. Агентство отмечает, что компания в полной мере соблюдает ковенанты ключевого кредитора, один из которых предполагает соблюдение положительных значений финансового результата и показателей рентабельности. В течение 2019 года в ходе своей деятельности компания проводила мероприятия, связанные с оптимизацией затрат и направленные на переход с дорогих видов топлива на более дешевые, укрупнение маломощных котельных, а также усиление контроля над рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов, связанное с применением энергоэффективного оборудования и приборов учета тепловой энергии. Кроме того, компания увеличивает полезный отпуск по оказываемым услугам в связи с подключением частного жилого сектора к центральному отоплению.
Блок корпоративных рисков компании позитивно влияет на рейтинговую оценку в связи с высоким уровнем информационной прозрачности и страховой защиты. Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности и контроль над ключевыми решениями и сделками компании осуществляются региональными органами власти, в том числе в лице Министерства финансов РС (Я) и Министерства ЖКХ и энергетики РС(Я), так как ГУП «ЖКХ РС (Я)» относится к числу социально-значимых системообразующих предприятий Республики. Планы развития компании формализуются в республиканских нормативно-правовых актах и одной из первоочередных задач в 2020 году должно стать утверждение Стратегии развития предприятия до 2032 года. На текущий момент компания руководствуется Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2019-2020 гг.
По данным консолидированной отчетности МСФО, выручка Компании за отчетный период составила 22,4 млрд руб., чистая прибыль – 2,3 млрд руб., активы на отчетную дату составили 36,5 млрд руб., капитал – 12,8 млрд руб.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
3. Подпись
3.1. Генеральный директор
В.С. Чикачев
3.2. Дата 10.02.2020г.
Настоящее сообщение предоставлено непосредственно субъектом раскрытия информации и опубликовано в соответствии с требованиями законодательства РФ о ценных бумагах. На информацию, раскрытие которой является обязательным в соответствии с федеральными законами, действие ФЗ "О рекламе" N 38-ФЗ от 13.03.2006 не распространяется. За содержание сообщения и последствия его использования Агентство "Интерфакс-ЦРКИ" ответственности не несет.
© 2024 Интерфакс-ЦРКИ. Все права защищены