Все новости
НОВОСТЬ
Пятая часть госкомпаний перестали раскрывать данные о поставщиках, регуляторы не против

Порядка 20% крупнейших заказчиков, работающих в рамках закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), прекратили раскрывать данные о поставщиках, чтобы не подвергать их санкционным рискам, свидетельствуют данные аналитической системы "СПАРК-Маркетинг".

Так, в I квартале 2018 года ограничение раскрытия информации привело к тому, что доля договоров с нераскрытыми поставщиками к общему количеству договоров составила 41,6%, а к общему объему договоров - 44%.

Из данных системы "СПАРК-Маркетинг" следует также, что в I квартале 59% заказчиков публиковали практически все договоры с указанием наименований поставщиков. Воспользовались правом не раскрывать поставщиков почти в полном объеме 19% госкомпаний. Остальные заказчики подходили к раскрытию наименований поставщиков дифференцированно - часть договоров публиковали с обозначением поставщиков, а часть - без раскрытия такой информации.

В целом объем информации по количеству поставщиков сократился на треть, отмечается в материалах "СПАРК-Маркетинга": "Если в I квартале 2017 года мы видели 103 тыс. поставщиков, то в I квартале 2018 года - 70 тыс.".

Как сообщалось, в конце прошлого года правительство РФ приняло постановление, по которому госкомпании (крупные заказчики, которые оказались в санкционных списках) могут временно, до 1 июля 2018 года, не вносить в реестр договоров сведения о поставщиках и их субподрядчиках.

Документ приостанавливает действие двух пунктов правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с 223-ФЗ. А именно пунктов, требующих включения в реестр сведений о поставщике (исполнителе) и информации о договорах с субподрядчиками.

Это была не первая норма, направленная на ограничение публичного раскрытия информации о госзакупках и закупках госкомпаний. Ранее правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы законопроект о внесении изменений в закон "О контрактной системе", которые предусматривают введение закрытых электронных процедур закупки товаров, работ, услуг для федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, а также для их подведомственных организаций. В результате нормы о проведении закрытых закупок были включены в 44-ФЗ и 223-ФЗ в рамках масштабных поправок к этим законам, принятым в конце прошлого года. Эти нормы вступают в силу с 1 июля текущего года. В эти же поправки включены положения, указанные в правительственном постановлении.

Помимо этого, в прошлом году было подписано правительственное постановление, по которому Минобороны РФ, ФСБ, СВР и их подведомственные организации и предприятия получили право до 1 июля 2018 года без согласования проводить закрытые закупки, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну.

Регуляторы и законодатели положительно оценивают использование госкомпаниями права о нераскрытии информации о поставщиках.

"Нормы правильные - без них под угрозой может оказаться безопасность страны, - сказал "Интерфаксу" депутат Госдума Антон Гетта в кулуарах форума-выставки "Госзаказ 2018". - Мы полностью за раскрытие информации, прозрачность, но когда это может влиять на различные аспекты безопасности, то лучше такую информацию не раскрывать".

При этом А.Гетта отметил, что у разных так называемых партнеров есть системы, которые позволяют определить по кусочкам информации о закупаемых российскими предприятиями товарах, которые Россия собирается в скором времени произвести. "А это могут быть и оружейные системы, и другие средства обеспечения безопасности страны", - сказал он.

"Пока, в условиях сегодняшних санкций, эта вынужденная мера нужна, - добавил А.Гетта. - После того, как ситуация улучшится - вернемся к вопросу отмены этой нормы".

"Эта норма в текущей ситуации, с введенными против страны санкциями, необходима, - в свою очередь заявил "Интерфаксу" заместитель руководителя департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Дмитрий Готовцев. - Мы должны защитить от санкционных рисков не только заказчиков и их поставщиков, но и субподрядчиков".

Д.Готовцев отметил также, что сейчас вопрос об отмене изъятий о раскрытии информации о поставщиках не стоит.

"Более того, того могу предположить, что при ухудшении ситуации норма о нераскрытии информации может получить дальнейшее развитие, - добавил Д.Готовцев. - Необходимо учитывать, что принятие нормы не преследовало каких-либо коррупционных целей - для контрольных органов все эти закупки, информация о которых не попадает в публичное поле, остаются открытыми".

По словам руководителя управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России по борьбе с картелями Андрея Тенишева, та информация госкомпаний, которая не попадает в публичное поле, доступна ФАС - контроль за такими закупками сохраняется. "На закупках госкомпаний мы тоже выявляем картели, - сказал он. - Электронизация закупок будет способствовать улучшению ситуации: это создаёт технологические барьеры для сговоров, а также позволяет эффективно выявлять и доказывать картели".

Новые правила раскрытия информации затронули и другие публичные системы, в частности, систему раскрытия информации на фондовом рынке.