Все новости
НОВОСТЬ
Правительство РФ одобрило законопроект об упрощении эмиссии облигаций

Правительство РФ одобрило законопроект об упрощении эмиссии ценных бумаг и процедуры раскрытия информации.

Поправки в закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты РФ "в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" были одобрены комиссией правительства по законопроектной деятельности 7 ноября.

Законопроект позволит упростить процедуру и сократить сроки эмиссии долговых и других эмиссионных ценных бумаг, оптимизировать требования к раскрытию информации эмитентами. Законопроектом, в частности, предусматривается сокращение сроков проведения внутрикорпоративных процедур, необходимых для выпуска ценных бумаг.

Для исключения при выпуске облигаций дублирующих документов в законопроекте исключается деление эмиссионных ценных бумаг на документарные и бездокументарные.

Также установлено, что документы, необходимые для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и последующих процедур, могут направляться в Банк России в электронном виде. Это позволит снизить затраты на подготовку эмиссионных документов.

Возможность осуществления эмиссии облигаций по упрощенной процедуре (в рамках программы облигаций) будет распространена на любые облигации, не конвертируемые в акции.

Предусматриваются также изменения в части выпуска акций непубличных акционерных обществ, в том числе подлежащих размещению при их учреждении. Предлагается предоставить право осуществлять регистрацию выпусков акций, подлежащих размещению при учреждении акционерных обществ, а в перспективе - также других выпусков акций непубличных акционерных обществ регистраторам, которые осуществляют ведение реестра акционеров соответствующих акционерных обществ.

Кроме того, документ изменяет подходы и принципы регулирования раскрытия эмитентами информации. В частности, предусматривается оптимизация подходов к проспекту ценных бумаг. Закрепляется возможность установления Банком России различных требований к проспекту ценных бумаг в зависимости от вида, категории (типа) ценных бумаг, вида основной деятельности эмитента, в зависимости от того, является ли эмитент субъектом малого и среднего бизнеса, раскрывает ли эмитент информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, а также в зависимости от количества размещенных эмитентом в течение года выпусков (дополнительных выпусков) ценных бумаг.

Принятие законопроекта будет способствовать развитию российского финансового рынка за счет снятия излишних административных барьеров при эмиссии ценных бумаг, полагают авторы документа.

Некоторые нормы законопроекта об упрощении эмиссии ценных бумаг нарушат права миноритарных акционеров, считают в то же время эксперты Ассоциации профессиональных инвесторов (АПИ).

АПИ направило письмо первому заместителю правительства РФ Игорю Шувалову по поводу отдельных норм законопроекта, который готовится к внесению в Госдуму РФ.

В письме говорится, что АПИ поддерживает концепцию законопроекта и подавляющее большинство предлагаемых им норм. Однако инвесторы считают неприемлемыми и возражают против двух новаций, вносимых в закон о рынке ценных бумаг, принятие которых негативно повлияет на положение миноритарных акционеров российских акционерных обществ.

В частности, новая редакция пункта 1 статьи 22 закона исключает требование у эмитента с числом акционеров более 500 регистрации выпуска акций совместно с регистрацией проспекта ценных бумаг.

Обязанность раскрывать существенные факты и ежеквартальную отчетность возникает у того эмитента, который зарегистрировал проспект ценных бумаг, а если проспекта нет, то обязанности раскрывать информации нет. По мнению экспертов АПИ, такое изменение ведет к отмене правила о возложении на такого эмитента обязанности публичного раскрытия информации. То есть акционерное общество, уже имея большое количество инвесторов и став тем самым по сути публичным, будет продолжать привлекать инвесторов, даже не начав публично раскрывать важную для них информацию.

Кроме того, проектом исключается подпункт 4 пункта 1 статьи 30.1 закона о рынке ценных бумаг, в соответствии с которым в настоящее время эмитент, у которого более чем 500 акционеров, не может отказаться от публичного раскрытия важной для инвесторов информации. По действующему регулированию, даже если компания сделала делистинг и перестала быть публичной, обязанность раскрывать информацию сохраняется, если у общества много акционеров - более 500. В соответствии с новой редакцией закона, для отказа от раскрытия информации достаточно набрать поддержку 95% акционеров и убрать слово "публичное" из названия общества. Есть такие эмитенты, акции которых на 95% находятся в руках мажоритарных акционеров, остальные - у миноритариев и их может быть несколько тысяч. Поправки дают акционерным обществам независимо от количества акционеров возможность беспрепятственно отказаться от публичного раскрытия информации.

Ассоциация напомнила, что летом был принят закон об информационных правах акционеров, который практически полностью лишил миноритарных акционеров публичных акционерных обществ права получать информацию о деятельности общества по их запросу, и более чем существенно ограничил такое право акционеров непубличных обществ.

"Предложенные почти сразу за вступлением в действие закона об ограничении информационных прав миноритарных акционеров новации законопроекта в совокупности предоставят возможность акционерным обществам с большим числом акционеров практически полностью лишить своих акционеров информации о себе, в том числе публичного раскрываемой. Более того, именно наличие и возможное расширение публичного раскрытия информации акционерными обществами было одним из главных аргументов при начале обсуждения вопроса о целесообразности ограничения прав акционеров на доступ к информации акционерного общества. Считалось, что ограничение права требовать информацию будет сбалансировано ее публичным раскрытием. Теперь же, когда дело закончилось, по сути, полным лишением акционеров права требовать информацию, на повестку дня ставится вопрос упрощенного отказа от публичного раскрытия информации акционерного общества с каким угодно количеством акционеров", - говорится в письме АПИ.

По мнению экспертов ассоциации, с точки зрения миноритарных инвесторов отказ от публичного раскрытия информации в условиях отсутствия права возможности требовать ее предоставления станет, по сути, действенным способом выдавливания их из акционерного общества.

Ассоциация считает, что предлагаемые изменения закона нанесут существенный ущерб инвестиционному климату и уровню корпоративного управления в России.

АПИ просит И.Шувалова исключить эти новации из законопроекта.