Все новости
НОВОСТЬ
Инвестфонды и банки готовятся к революции на рынке инвестаналитики в ЕС

Новое европейское законодательство, которое призвано сделать прозрачными расходы инвесторов на аналитику, радикально изменит с начала 2018 года порядок распространения и оплаты отчетов инвестиционных банков.

Согласно Markets in Financial Instruments Directive (Mifid II), управляющие компании должны будут сами нести расходы на аналитические услуги банков и брокерских компаний. До сих пор фонды и инвесторы получали аналитические отчеты бесплатно, стоимость этой информации включалась в комиссионные, которые платили конечные клиенты. Новый закон призван сделать эти платежи прозрачными и искоренить конфликт интересов.

Каковы будут последствия? Ряд крупных управляющих компаний, таких как Vanguard, могут предпочесть использовать собственную аналитику, а не платить за чужую. Одновременно инвестфонды и управляющие компании планируют сократить число используемых внешних источников.

Инвестбанки в свою очередь пытаются установить разумную цену за свои услуги. Так, Crédit Agricole SA хочет брать за аналитические услуги и возможность консультаций 120 тыс. евро в год. Другие банки устанавливают более сложную сетку тарифов и более низке цены.

Однако в борьбу за бюджеты управляющих компаний теперь могут активно вмешаться новые, независимые поставщики аналитики.

Фактически до сих пор независимые аналитические центры не могли конкурировать на равных с инвестбанками, которые предоставляли свои услуги бесплатно, теперь же ситуация изменится. Более того, независимые центры будут иметь даже некоторое преимущество, так как они не имеют конфликта интересов при выдаче рекомендаций по тем или иным бумагам (например, если инвестбанк является консультантом эмитента).

Еще одним следствием может стать сужение спроса, когда инвесторы будут покупать только ту информацию, которая им нужна, а не набор отчетов по всему рынку. Значит, они будут выбирать одного-двух лучших поставщиков (сейчас управляющие, как правило, получают отчеты десятков инвестбанков), а также, возможно, заказывать исследования у нишевых игроков, имеющих глубокие компетенции в конкретных, узких сегментах рынка.

По оценкам экспертов EY, расценки на аналитические исследования инвестбанков и брокеров могут снизиться на 30%.

Предвидя рост конкуренции и снижение цен, некоторые инвестбанки задумались о сокращении аналитических подразделений. В то же время выиграть от реформы могут самые крупные и авторитетные поставщики аналитических услуг, имеющие прочную репутацию на рынке и большое число «звезд», говорят эксперты.

По данным Bloomberg, полный набор аналитики по эмитенту, включая расходы на компланенс и редактуру, стоит инвестбанку 150-200 тыс. в год из расчета на одну компанию.

Ряд аналитических центров, оценивая изменения на рынке, ищут возможности брать деньги за аналитическую поддержку с самих эмитентов (так же, как это делают рейтинговые агентства).

Еще один вопрос – будут ли управляющие компании брать деньги за аналитику с клиентов или будут сами покрывать эти затраты.

JPMorgan Asset Management объявила в августе, что будет платить за внешние исследования из собственного кармана. Многие фонды, в частности PIMCO, Northern Trust, NN Investment Partners, Woodford Investment Management, решили последовать ее примеру.

По оценкам аналитической фирмы FTfm, более 70% управляющих компаний, которые уже приняли решение в связи с MiFID II, будут платить за внешние исследования самостоятельно.

Фактические новые европейские правила будут также иметь трансграничный эффект. Европейские банки считают, что будут вынуждены придерживаться единых принципов работы во всех юрисдикциях, где они имеют клиентов.

Американские инвестбанки озабочены тем, как они смогут обслуживать европейских клиентов, не нарушая законов ЕС, и просят Комиссию по ценным бумагам и биржам дать разъяснения.

Общий объем рынка инвестиционных аналитических услуг в Европе оценивается Greenwich Associates в $1,35 млрд.